Советские разработки в сфере геосинтетики
Применение импортного геотекстиля в строительстве автомагистрали «Москва-Рига» стало отправной точкой для работы советских ученых. На базе сформированного отделения в СоюзДорНИИ начаты исследования для создания собственных материалов. Основной принцип работы при этом заключался в следующем. Советские ученые изначально определяли «тонкие» места в строительстве элементов дорожных конструкций. А затем предлагали технические и механические характеристики геоматериалов, которые должны были «закрыть» эти опасные участки, исключить риски их деформационного и негативного воздействия на конструкцию дорожных одежд в целом.
Такой подход обеспечил важный принцип создания геосинтетических материалов сначала советскими, а затем и российскими специалистами. Они разрабатывались под конкретный проект, определенный трудный участок, нередко существующий в экстремальных климатических условиях.
И это позволило точно и достоверно рассчитать предпочтительные свойства материалов и их функции, в частности, воспринимаемый дефицит усилий, преобразование условий дренирования, обеспечение долговечности дорожных конструкций. Кроме того учитывались технические параметры оснований для дорожного строительства, определен комплект требований к ним, учитывалась их структура.
Система – грунт и геосинтетика
Важнейшим достижением советской науки в середине семидесятых годов считается систематизированный подход к определению необходимых технических характеристик геотекстиля. Специалистами СоюзДорНИИ разработаны методики для определения показателей геотекстиля, грунтов и их комплекса – грунтовой конструкции, дополненной геосинтетическим элементом.
В 1977 году СоюзДорНИИ объединил под своим началом научных специалистов из целого ряда институтов страны. В результате совместной работы был создан первый советский образец геосинтетики – геотекстиль, получивший название Дорнит. В том же году было начато его массовое производство из расплава полимера. Одновременно формировалась база по его практическому применению, конструктивно-технологические решения. Крайне важно отметить, что первый советский геотекстиль использовался в исключительно сложном географическом регионе – Западной Сибири. С конца семидесятых годов он активно применялся здесь, способствуя ускорению темпов дорожного строительства и повышению его качества.